Александр Тофан КраболовАлександр Тофан Краболов

Александр Тофан впервые попал на корабль в 2014 году, ставши рыбаком-энтузиастом. Его любовь к рыбной ловле превратилась в настоящий профессионализм. Александр делится опытом быстрой адаптации к морским бурям и качкам, труде в течение 16 часов, самых сложных операциях на рыболовных и краболовных судах, рассказывает о заработках на корабле, что для него означает Работа в море, а также уплате налогов и планах на будущую норвежскую пенсию.

Александр Тофан КраболовАлександр Тофан Краболов

От промышленного альпиниста к морскому искателю приключений



— Моё рождение и воспитание произошли в Кишинёве. После окончания лишь средней школы и отсутствия специального образования, я, будучи альпинистом по профессии, занятию которого посвятил долгие годы в промышленном альпинизме, стал свидетелем уменьшения численности работников в этой сфере в современной Молдове. Трудился в сфере промышленного альпинизма в течение значительного времени. Если перевести зарплату 90-х годов в эквивалент сегодняшней покупательной способности, то её уровень сравним с тем, как если бы я в настоящее время получал 2-3 тысячи долларов. Разумеется, учитывая различия в курсах валют и контексте того времени, нельзя не учесть, что тогдашние деньги имели иное значение. Моей природной чертой всегда была склонность к экстремальным видам деятельности. Привлечение к морской сфере и стремление испытать себя в этой области были неотъемлемой частью моего характера. Зачастую, наслаждаясь программой "Смертельный улов" на канале "Discovery" – реалити-шоу о жизни на судах, охотящихся за крабами в Беринговом море, меня охватывала тяга к Аляске (смеясь). Исходя из моей страсти к рыбной ловле, решение о попытке своих сил в этом деле казалось неизбежным. Мои знакомства с моряками, а также встреча с бывшим капитаном судна на Камчатке, вдохновившимся приобретением своего парохода, подтолкнули меня к идее обратиться к морской деятельности. Однако основной барьер заключался в отсутствии у меня российского паспорта или вид на жительство, что мешало мне приступить к работе на флоте. В то время влития на российский флот были чрезвычайно затруднены. Таким образом, мою заявку на судно тогда отклонили

Освоение Норвегии на бывшем камчатском корабле



— Уже в 2013 году, тот же индивид, владеющий своим судном, решил отправиться на ловлю крабов в Баренцевом море, переместив корабль из Камчатки. Этот переход занял приблизительно 2 месяца. На тот момент даже сами норвежцы не осознавали богатства крабов в своих водах и не имели достаточных навыков для успешной ловли. Таким образом, некоторые российские суда постепенно сменили свои флаги, входя в Баренцево море под новыми символами. Хотя мне хотелось попасть на судно в 2013 году и отправиться в Баренцево море вместе с остальными, из-за окончания сезона краболовства мне удалось впервые стать частью экипажа лишь в ноябре 2014 года. С этого момента начался мой морской путь.Проблем с посадкой на судно и въездом в Норвегию тогда не возникало. Там брали людей с разными паспортами. Попасть на бывшее камчатское судно с испанским флагом оказалось довольно просто. Большинство членов экипажа, разумеется, обладали российскими паспортами, и большинство из них происходили с Камчатки. Молдаван было буквально трое. Новички, конечно, встречались с некоторыми трудностями, поскольку все камчатские краболовы считали себя опытными профессионалами, те кто только начинал, всегда чувствовали себя "зелеными" в сравнении со старшими коллегами. Возможно, это было единственное затруднение на ранних этапах работы. Что касается "морской" болезни, адаптации на судне или подобных аспектов, меня это не касалось. У меня отличный вестибулярный аппарат, и поэтому морская качка и шторма всегда переносятся легко. Никогда не испытывал страха перед штормами или длительным пребыванием в море. Напротив, это всегда приносило мне удовольствие. Я любитель адреналина, и работа в море является для меня своего рода вызовом, который одновременно дает вдохновение.

Морская смена: Труд 16 часов, отдых 5 часов



— Работа на корабле строится по принципу сменяемости обязанностей. Это означает, что в течение рабочей смены каждый член экипажа выполняет различные функции, предотвращая монотонность труда. Стоять целый день и повторять одну операцию может быть довольно утомительным. Кроме того, необходимо учесть возможные ситуации, связанные с травмами или заболеваниями членов экипажа, что требует их замены. Поэтому каждый должен быть хотя бы немного знаком с разными аспектами работы на судне. Когда я впервые оказался на корабле, я выполнял ограниченное количество функций, так как я был новичком и не имел опыта. В тот период я занимался лишь двумя операциями — наживкой и стаговкой. Работали мы с большим напряжением. График был организован по принципу 16 часов труда и 8 часов отдыха. Однако, чтобы хоть как-то подготовиться к тяжелому труду, всегда нужно просыпаться за час до начала работы. Кроме того, в нерабочее время нужно поесть и принять душ. На нашем пароходе даже была сауна — роскошь, доступная не на всех судах. Прием пищи, стирка и гигиенические процедуры занимали еще час. Таким образом, на сон оставалось всего 6 часов, и если хотите связаться с семьей или использовать телефон, то на сон остается всего 5 часов. Выходных и праздников на корабле не бывает. Краболовы трудятся 30-31 день в месяц (улыбается).

Ловля крабов в Норвегии: Заработок до 8 тысяч евро, но есть и налоговые обязанности
— В период моих первых морских экспедиций на бывшем российском судне, минимальное вознаграждение для краболов составляло всего 1200 долларов в месяц. Такую сумму можно было получить даже в случае скромного улова. На норвежских судах тогда платили гораздо более щедро. А если говорить о нынешних условиях, работая на норвежском судне, минимальная заработная плата для краболов находится в диапазоне 7-8 тысяч евро в месяц. К тому же, имеются разнообразные бонусы, зависящие от объема улова и трудовых усилий. Не следует также забывать о налогах, которые вычитаются из заработной платы краболова. Здесь ситуации индивидуальны. Кто-то может уплачивать всего 10% налогов с дохода, в то время как другие могут взиматься по полной программе. Например, я уплачиваю полный налог, так как планирую в будущем официально получать норвежскую пенсию. В Норвегии существует также система реестра рыболовов. Обычно данные о работе на судне автоматически передаются в этот реестр. Таким образом, если ты зарегистрирован в нем в течение 15 лет, то после достижения возраста в 60 лет у тебя есть гарантированное право на получение норвежской пенсии. К сожалению, я поздно начал свою морскую карьеру, поэтому мне придется дождаться 67 лет, чтобы иметь шанс на норвежскую пенсию (улыбается).

Отправившись в широкие воды: 5 лет в море и невероятные перспективы



— В общей сложности, мои морские путешествия простираются на примерно 5 лет. Максимальная прибыль, которую мне удалось заработать, достигала 2 тысяч евро в день. Считаю, что эти суммы подчинены случайностям, поскольку считаю, что сама рыбная ловля - это результат случая. Важно оказаться в нужное время в нужном месте, чтобы улов был успешным. В течение своей жизни я трудился как на краболовных, так и на рыболовных судах. Могу утверждать, что несмотря на физическое сходство труда, трудности на каждом судне все равно различны. Например, на краболовном судне наиболее трудной задачей для моряков является перетаскивание "ловушек". Это физически сложная работа, так как "ловушки" имеют большой вес. А на рыболовном судне наиболее сложной операцией является поднятие рыбы из воды. Касательно будущего, как уже отмечено, я намерен продолжать морскую карьеру. В ближайших планах - поездка в Норвегию на рыбный завод, предложенная моим знакомым. Впоследствии я снова отправлюсь в море. В этом году мне предложили отправиться в рейс, но я не был готов, поскольку мои морские документы были просрочены. Сейчас, обновив документы, я готов снова отправиться в морское приключение.